ВАЖНО! Я могу читать письма, присланные в
формате простого текста в кодировке KOI-8.
|
|
Автобиография
Я родился 3 июня 1953 в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне Бишкек).
Мама - Суворова Мария Тихоновна (12 марта 1924 - 4 февраля 1997) -
имела среднее электротехническое образование, тридцать шесть лет проработала
на энергоучастке Фрунзенского отделения железной дороги.
Отец - Суворов Василий Ильич (6 января 1923 - 12 декабря 1981)
- был милиционером (на пенсию вышел в звании старшины).
В трехмесячном возрасте меня отдали в ясли, в трехлетнем - в детский
сад. На четвртом году жизни обнаружилось резкое падение зрения (почти полная
слепота). Поэтому в 1960 году поступил во Фрунзенскую школу слепых. В 1962
году упал слух (причины слепоглухоты остались неясными). 13 сентября 1964
года меня привезли в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей.
9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками Загорского детдома
я был переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения
и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических
наук СССР. Нас перевели туда для подготовки к обучению в университете.
В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М.В.
Ломносова, в качестве стажера. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете
психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались.
В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и
вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго
курса. Причина всех этих сложностей - моя собственная тогдашняя инфантильность:
в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу,
хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата
зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень иинтеллектуального развития
(наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности поэтому
можно было обойти с разрешения МинВУЗа).
Эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев
тогдашнего человекознания доктора психологических наук Александра Ивановича
Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова, академика
Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей. Этих трех людей, особенно Э.В.Ильенкова,
я считаю своими духовными родителями. В 1976 году я стал кандидатом, а
в 1977 году - членом КПСС. С момента развала КПСС больше ни в каких политических
организациях несостою. Считаю себя не беспартийным, а внепартийным, - сам
себе партия в том смысле, что на первом месте - моя
собственная совесть, а не корпоративная. В 1977 году я закончил факультет
психологии МГУ и был принят на работу в должности младшего научного сотрудника
в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
(НИИОПП АПН СССР; теперь - Психологический институт Российской академии
образования, ПИ РАО).
22 марта 1981 года начал регулярно приезжать на неделю - две в свой
родной детский дом для работы с детьми. Детдом стал первой моей экспериментальной
площадкой. В июле 1987 года впервые в жизни побывал в обычном пионерском
лагере ("Салют" в Лужском районе Ленинградской области). Ездил с целью
проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих
ребят. Адаптация моя прошла настолько успешно, что меня пригласили в этот
лагерь на следующий год уже с загорскими ребятами. В августе 1988 года
состоялась первая поездка четырех слепоглухих ребят в "Салют". Так начался
период в моей психолого-педагогической деятельности, который я сразу
назвал совместно-педагогическим, потому что содержанием моей работы стала
организация общения детей-инвалидов (первоначально слепоглухих) с относительно
здоровыми детьми.
Своеобразным же итогом загорского периода работы с детьми стал фильм
"Прикосновение", снятый режиссером Альгисом Арлаускасом в 1986 году и с
февраля 1988 года время от времени транслировавшийся по Центральному телевидению.
19 мая 1991 года Саскуаханский университет (штат Пенсильвания, США)
присвоил мне звание почетного международного доктора гуманитарных наук.
К этому времени моя совместно-педагогическая работа уже стала частью всероссийского
движения Детского ордена милосердия, научным консультантом нескольких организаций
которого я стал официально через несколько лет.
30 мая 1993 года меня посвятили в Рыцари Свердловского областного детского
ордена милосердия, и сейчас эта организация является одной из главных моих
экспериментальных площадок.
31 мая 1994 года защитил кандидатскую диссертацию на тему "Саморазвитие
личности в экстремальной
ситуации слепоглухоты". С июня 1994 года (в лагере "Орленок") начал
преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (дальше вел эту
работу в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по моей, тогда
еще не вышедшей, но в отдельных главах известной в Ордене книге стали называться
"Школами взаимной человечности".
7 января 1995 года комитет "Дети России" наградил меня медалью "Орден
милосердия", так как я оказался одним из двенадцати победителей всероссийского
конкурса "Добрая дюжина", впервые проводившегося в 1994 году. Я горжусь
тем, что попал в первую дюжину людей, признанных ребятами самыми добрыми
в России. С конца января 1995 года я стал одним из пользователей Республиканского
центра компьютерных технологий Всероссийского общества слепых (генеральный
директор - С.Н.Ваньшин). Освоение компьютера со специальной приставкой
произвело революцию в моем научном и литературном творчестве, сделав возможной
защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской.
В
центре для меня был создан режим наибольшего благоприятствования, в
частности, льготный доступ к компьютеру, за что я особо благодарен Сергею
Николаевичу Ваньшину. Центр и сейчас безотказно выручает меня с ремонтом
компьютерной техники, установленной у меня дома. В августе 1995 года в
издательстве университета Российской академии образования вышла в свет
моя первая книга "Школа взаимной человечности".
21 мая 1996 года защитил докторскую диссертацию на тему "Человечность
как фактор саморазвития личности", стал доктором психологических наук.
С сентября 1996 года стал преподавать слабослышащим студентам факультета
дефектологии МГПУ имени В.И. Ленина спецкурс по совместной педагогике,
основным содержанием которого стала моя докторская диссертация.
19 октября 1996 года в останкинском телецентре мне подарили специальный
компьютер для слепых "Давид-486" (класса "ноутбук") и компьютерную приставку
"Инка" к любому обычному компьютеру. Этот подарок мне сделал генеральный
директор корпорации "Эдванс" Николай Николаевич Никитенко с "подачи" ведущего
телепрограммы "Сделай шаг" Михаила Юрьевича Кожухова. Я получил возможность
работать на компьютере дома, что резко повысило интенсивность моего научного
и
литературного творчества. Подаренную мне технику, как уже сказано выше,
в рабочем состоянии поддерживает РЦКТ ВОС.
В декабре 1996 года по приглашению ректора Университета Российской
академии образования, академика Бориса Михайловича Бим-Бада, моего старого
друга и учителя с 1975 года, я перешел на основную работу в УРАО, на должность
доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте
РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии
общения, развития и социореабилитации личности, руководимой академиком
Алексеем Александровичем Бодалевым. Этой группе, членом которой я стал
фактически с декабря 1993 года, я благодарен особо: именно она в полном
составе самоотверженно помогла мне в обеих моих защитах. Эта группа стала
моим первым настоящим творческим научным коллективом, где я впервые почувствовал
себя по-настоящему вовлеченным в общую работу. В конце 1996 года в издательстве
Всероссийского общества слепых "Логос" вышла моя книга "Слепоглухой в мире
зрячеслышащих".
1 июня 1997 года Международная ассоциация детских фондов наградила
меня за работу с детьми почетной золотой медалью имени Льва Толстого.
В июне 1997 года в издательстве УРАО вышла первая часть книги "Достоинство
(лирико-психологическое самоисследование)"; эту книгу я с самого начала,
еще на стадии замысла, считаю главным своим научным и одновременно художественным
произведением. Над остальными частями этой книги покаработаю.
В январе 1998 года в том же издательстве вышел сборник моих статей
"Экспериментальная философия".
Так же вышел сборник моих работ "Разведчик на трудной планете: страницы
из дневника" (Екатеринбург, объединение "Дворец молодежи", 1998; в 4-х
выпусках). С 1 октября 1999 года я стал профессором кафедры педагогической
антропологии УРАО.
с 11 октября 1999 года - действительный член Международной академии
информатизации при ООН.
В марте 2000 года я включился в работу по разработке, экспериментальной
обкатке и внедрению новых программ для начальной школы. Эту работу возглавляет
генеральный директор социально-педагогического центра "Детская личность"
Е.С.Овчинников. В ней участвует и один из главных моих учителей, бывший
директор Загорского детдома А.В.Апраушев. В настоящее время работаю с подростками
на базе Всероссийского движения Детского милосердия (опытно-экспериментальные
площадки в Екатеринбурге, Набережных Челнах, Ижевске, Москве и др.), осмысливаю
эту свою работу в книгах и статьях, а так же преподаю студентам УРАО, МГПУ
и других ВУЗов. После публикации моей статьи "Творческая революция" (о
значении для моей работы специальной компьютерной техники) американская
организация "Прожект Хармони, Инк." предложила мне, в виде гранта, помощь
в подключении к Интернету и электронной почте. Это еще дополнительно расширило
мои творческие возможности. |