2УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Ректору Бим-Баду Борису Михайловичу  2КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ИСТОРИИ 0  2ОБРАЗОВАНИЯ 0  2И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Заведующему Корнетову Григорию Борисовичу  1Профессор кафедры Суворов Александр Васильевич  _ 2О Т Ч Ё Т  _ 2О КОМАНДИРОВКЕ В ВОЛГОГРАД С 14 по 22 декабря 2002 года я был в командировке в Волгограде. Приглашающая организация - Волгоградская региональная благотворительная общественная организация Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребёнка - Солнечная сторона", президент Маловичко Ирина Сергеевна (на квартире И.С.Маловичко я и проживал все дни пребывания в Волгограде). В Волгоград я прибыл днём 15 декабря, убыл днём 21 декабря. Основной целью командировки было участие в круглом столе "Голос молодых" (программа прилагается). Полностью достигнуты основные и дополнительные цели: участие в круглом столе, чтение лекций на факультете психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета - 18 академических часов, по шесть часов в день; встречи, прежде всего в различных детских или с детьми связанных организациях. И.С.Маловичко предоставила мне по электронной почте статистику встреч, чем сильно облегчила работу над отчётом. В этой статистике не упоминается только посещение мною 15 декабря офиса Клуба ЮНЕСКО "Достоинство ребёнка". Там я встретился и немного побеседовал с детским психиатром Ксенией Борисовной Магнитской, руководителем детского психоневрологического лечебно-педагогического центра "Нейро" и Волгоградского Общества помощи детям имени Л.С.Выготского. Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребёнка" работает с детьми с отклонениями в развитии, а потому в теснейшем контакте с К.Б.Магнитской и возглавляемыми ею организациями. В офисе клуба мы также встретились с несколькими девушками-инвалидами - сотрудниками проекта и организаторами круглого стола "Голос молодых". В ходе свободной беседы затрагивались различные темы, в том числе обсуждалась программа круглого стола и моя предполагаемая в нём роль. Теперь обращаюсь к предоставленной И.С.Маловичко статистике встреч, которую привожу полностью. "16-20 декабря 2002 г. Организатор - Волгоградский Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка". Партнеры, помогавшие в организации встреч - 25 общественных и государственных структур, включая органы власти и СМИ. "Мероприятия и люди, которые в них участвовали: "1. Круглый стол "Голос молодых" (18 декабря 2002). Дискуссия молодых людей с инвалидностью о реализации своих прав на достойную жизнь. В Детско-Юношеском Центре для детей-инвалидов Ворошиловского района Волгограда. Молодые люди с инвалидностью - более 40 чел. (включая молодежь из Интерната для престарелых и инвалидов Советского района Волгограда (6 чел.) и молодежь из Калачевского техникума для инвалидов - (4 чел.), взрослые сотрудники общественных организаций - 25 чел., сотрудники Центра - 10 чел., представители органов власти (комитетов администрации города и области) - 6 чел., СМИ - 5 представителей (включая 1 корреспондента программы "Вести" телеканала "Россия"). В моём общении с аудиторией на этой и почти всех других встречах помогала профессиональный сурдопереводчик Маргарита Дворецкая и тринадцатилетний мальчик, о котором ниже отдельный разговор. На круглом столе завязался прямой и откровенный разговор с молодыми инвалидами, я рассказал им о своём понимании принципов интеграции и независимой жизни, о своём опыте организации помощи инвалидам, отвечал на вопросы представителей органов власти и журналистов. Ещё долго после официального завершения работы круглого стола молодежь не расходилась, спрашивали, рассказывали о себе, приглашали приехать вновь для более длительной совместной работы. Послушав через Маргариту Дворецкую высказывания инвалидов на круглом столе, я пришёл к выводу, что во многих случаях эти люди страдают, с одной стороны, пассивностью, а с другой - потребительством. Ждут благодеяний от властей, боясь высунуть нос не то что на улицу, а хотя бы к соседям. Страдают от слепоглуходушия чиновников - и "стесняются" обратиться за помощью просто к добрым людям. В своей речи на круглом столе (мне дали сорок минут) и многочисленных репликах я на этом и сосредоточился. Говорил, что чиновничий вариант "интеграции" на практике означает максимальную изоляцию от общества, потерю всех достижений в области реабилитации инвалидов, - причём потерю такую катастрофическую, что мы окажемся в этой области отброшены, как минимум, на три столетия, ко временам Петра I. Речь идёт, под предлогом "интеграции" (фальшивым), а так же под предлогом нехватки бюджетных средств (организованной чиновниками), об уничтожении всей инфраструктуры для инвалидов, создававшейся не только при Советской Власти, но и, по крайней мере, со времён Екатерины II. А мы и рады стараться, "интегрироваться" по этакому сценарию! Нет, инвалидам надо объединяться со здоровыми - просто хорошими, добрыми, отзывчивыми людьми. Каждый инвалид должен сам создавать себе антиэкстремальную коалицию с такими людьми. Надо уметь обращаться за помощью к незнакомым людям, а не сидеть по углам и брюзжать на слепоглухонемодушие чиновников (толку-то...). Заодно и опека родственников, часто деспотическая, унизительная, поубавится - за счёт дружеской поддержки, организованной инвалидом самому себе со стороны друзей и даже незнакомых людей, в большинстве случаев готовых оказать мелкие, необременительные услуги. Наиболее перспективным мне сейчас представляется создание автономных организаций, где на равных членствуют и инвалиды, и здоровые. Руководить ими могут здоровые - у них возможностей больше, лишь бы инвалиды этим здоровым доверяли. В качестве примера такой организации я рассказал о некоммерческой благотворительной автономной организации "Ушер-Форум", членом совета учредителей которой являюсь с момента её основания. "2. Курс лекций "Совместная педагогика" (16, 17, 19 декабря 2002). В Волгоградском государственном педагогическом университете (факультет психологии и социальной работы, кафедра общей психологии). Студентов - более 60 человек, преподавателей - более 20 чел." Курс был сокращённый, конечно. Книга "Совместная педагогика" предполагает 36 академических часов, на самом деле можно читать, развивая отдельные важнейшие темы, и гораздо дольше. Мне же надо было вжаться в 18 часов. Стратегический план поэтому был: 1. 16 декабря - просмотр фильма "Прикосновение" и тема "Принцип взаимной человечности"; 2. 17 декабря - "Принцип совместно-разделённой дозированной деятельности"; 3. 19 декабря - "Принцип уединённого труда души". Это то, что выполнено. Я хотел ещё поговорить о проблеме таланта, но не успел, коснулся этой темы очень бегло. К тому же просили оставить время на вопросы. Я оставил для этого последние два академических часа - последнюю пару. Вопросы меня, честно говоря, несколько РАЗОЧАРОВАЛИ... Было ясно, что аудитория пока не "переварила" услышанное. Как комментировала реакцию публики моя сурдопереводчица, Маргарита, когда мы прощались: "Люди были либо скованы, либо ошарашены". Однако мне передавали, что на занятиях с другими преподавателями, шедших между моими, студенты выдавали очень бурную обратную реакцию. В момент, когда я сам готов был отвечать на любые вопросы, аудитория была, очевидно, во-первых, усталой, во-вторых, всё же несколько скованной, в-третьих, и не без ошарашенности (я очень резко отзывался о бездарной педагогической рутине, при которой ребята - в роли кроликов, а учителя - в роли удавов). В общем, там ещё переваривают, и "последействие" в данный момент в самом разгаре, И.С.Маловичко обещала сообщить о нём попозже, как оно схлынет, и я приложу это "последействие" к отчёту вдогонку. А пока - продолжение статистики: "3. Семинар "Интеграция в образовании: проблемы и перспективы" (19 декабря 2002). в Методическом Центре образования Комитета образования администрации Волгограда. Руководители, педагоги, психологи учреждений (детских садов и школ), внедряющих интеграционные модели образования детей-инвалидов - 30 чел." Единственное мероприятие, на котором отсутствовал Илья Владимирович Дорошенко - мальчик тринадцати лет, сын глухих родителей, свободно владеющий средствами общения глухих. Его в университете назвали моим "пресс-секретарём". О нём - отдельно. Лекции я открыл демонстрацией фильма "Прикосновение". На встрече в методическом центре он тоже демонстрировался. Очень помогает настроить аудиторию на проблематику, да и даёт возможность аудитории привыкнуть к моей манере речи, говорят, для непривычного уха не совсем обычной. Я высказал своё отношение к интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников и коррекционной педагогике. Специалисты-практики задавали много вопросов, предъявляли претензии к органам управления образованием, вступали в полемику со мной и между собой. Полемика вертелась вокруг того, что лучше - интеграция детей-инвалидов в классы здоровых, спецшколы или надомное обучение? Я настаивал, что всех стричь под одну гребёнку не надо, кому-то лучше учиться в одном классе со здоровыми, кому-то - в спецшколе, кому-то - дома, но ВСЕМ НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ - КОРРЕКЦИОННЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ, ГДЕ БЫ И КАК БЫ РЕБЯТА НИ УЧИЛИСЬ. Кроме того, независимо от формы обучения, все ребята должны интегрироваться в смысле как можно более широкого внеучебного, внеклассного общения со здоровыми и с детьми - инвалидами других категорий. Это и есть магистральный путь интеграции в педагогике - совместное ВОСПИТАНИЕ, А НЕ ОБУЧЕНИЕ. Что касается обучения, то, если помечтать, я предпочёл бы строго индивидуальное - чтобы в распоряжении каждого ребёнка было по учителю, чтобы учитель не разрывался между многими ребятами, а принадлежал бы одному ученику. Так что тут я крайний "изоляционист". Но вне уроков, вне учёбы - интеграция как можно шире! Мы рискуем принести в жертву своим "интеграционным" амбициям здоровье и без того больных детей, это - преступление! Не говоря уже о том, что нельзя идти на поводу у чиновников, которым наша глупая "интеграция" - преотличный повод для ПРИХВАТИЗАЦИИ существующей реабилитационной инфраструктуры инвалидов. Им ведь на самом деле наплевать на интеграцию, а нужны помещения, занимаемые сейчас спецучреждениями для инвалидов. Я повторил сказанное на круглом столе, что такая "интеграция" отбросит нас как минимум на триста лет. Под конец участники семинара говорили, что наша встреча помогла им шире посмотреть на проблему интеграции. "4. Встреча с детьми (16 декабря 2002). в Социальном приюте для детей-сирот "Лучик" - 25 детей, 3 педагога. "5. Встреча с детьми (17 декабря 2002). в ОО "Созвездие талантов" - более 30 чел. детей и молодежи, 10 взрослых сотрудников." Эти встречи происходили сразу после лекций. Лекции - с 12.30. до 17.00., а потом - к детям. Своего рода, эмоциональная разрядка. О встрече в "Созвездии талантов" материал для какой-то Волгоградской газеты (прислали для сверки, я уже исправил и отослал назад, но что за газета, не сообщили). Материал для газеты прилагаю. "6. Встреча с детьми-инвалидами (20 декабря 2002). в Школе глухих Советского района г.Волгограда - 40 детей, 20 педагогов. "7. Встреча с детьми (20 декабря 2002) в Средней школе ?51, внедряющей интеграционные модели образования детей-инвалидов - более 30 детей, 15 педагогов." Самая удачная встреча. Об этих ребятах мне И.С.Маловичко писала ещё в ноябре, что среди них проводился опрос, как они относятся к ребятам-инвалидам, и высказывания подчас носили шокирующий педагогов характер. У нас в Детском ордене милосердия такие дискуссии проводятся регулярно, можно всякого наслушаться, так что я среагировал на ребячью "бесчеловечность" весьма хладнокровно. Сказал, что это не они. Это не их убеждения, не их мнения, не их мысли. А отчасти они нас, взрослых, попросту дразнят. Но перед