Суворов Александр Васильевич
доктор психологических наук
профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования
действительный член Международной академии информатизации при ООН


ВАЖНО! Я могу читать письма, присланные в формате простого текста в кодировке KOI-8.

   
Автобиография

Я родился 3 июня 1953 в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне Бишкек).
Мама - Суворова Мария Тихоновна (12 марта 1924 - 4 февраля 1997) - имела среднее электротехническое образование, тридцать шесть лет проработала на энергоучастке Фрунзенского отделения железной дороги.
Отец - Суворов Василий Ильич (6 января 1923  - 12 декабря 1981) - был милиционером (на пенсию вышел в звании старшины).
В трехмесячном возрасте меня отдали в ясли, в трехлетнем - в детский сад. На четвртом году жизни обнаружилось резкое падение зрения (почти полная слепота). Поэтому в 1960 году поступил во Фрунзенскую школу слепых. В 1962 году упал слух (причины слепоглухоты остались неясными). 13 сентября 1964 года меня привезли в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей.  9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками Загорского детдома я был переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР. Нас перевели туда для подготовки к обучению в университете.  В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М.В. Ломносова, в качестве стажера. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех  этих сложностей - моя собственная тогдашняя инфантильность: в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень иинтеллектуального развития (наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности поэтому можно было обойти с разрешения МинВУЗа).
Эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова, академика Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей. Этих трех людей, особенно Э.В.Ильенкова, я считаю своими духовными родителями. В 1976 году я стал кандидатом, а в 1977 году - членом КПСС. С момента развала КПСС больше ни в каких политических организациях несостою. Считаю себя не беспартийным, а внепартийным, - сам себе партия в том смысле, что на первом месте - моя
собственная совесть, а не корпоративная. В 1977 году я закончил факультет психологии МГУ и был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИОПП АПН СССР; теперь - Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО).
22 марта 1981 года начал регулярно приезжать на неделю - две в свой родной детский дом для работы с детьми. Детдом стал первой моей экспериментальной площадкой. В июле 1987 года впервые в жизни побывал в обычном пионерском лагере ("Салют" в Лужском районе Ленинградской области). Ездил с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Адаптация моя прошла настолько успешно, что меня пригласили в этот лагерь на следующий год уже с загорскими ребятами. В августе 1988 года состоялась первая поездка четырех слепоглухих ребят в "Салют". Так начался
период в моей психолого-педагогической деятельности, который я сразу назвал совместно-педагогическим, потому что содержанием моей работы стала организация общения детей-инвалидов (первоначально слепоглухих) с относительно здоровыми детьми.
Своеобразным же итогом загорского периода работы с детьми стал фильм "Прикосновение", снятый режиссером Альгисом Арлаускасом в 1986 году и с февраля 1988 года время от времени транслировавшийся по Центральному телевидению.
19 мая 1991 года Саскуаханский университет (штат Пенсильвания, США) присвоил мне звание почетного международного доктора гуманитарных наук. К этому времени моя совместно-педагогическая работа уже стала частью всероссийского движения Детского ордена милосердия, научным консультантом нескольких организаций которого я стал официально через несколько лет.
30 мая 1993 года меня посвятили в Рыцари Свердловского областного детского ордена милосердия, и сейчас эта организация является одной из главных моих экспериментальных площадок.
31 мая 1994 года защитил кандидатскую диссертацию на тему "Саморазвитие личности в экстремальной
ситуации слепоглухоты". С июня 1994 года (в лагере "Орленок") начал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (дальше вел эту работу в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по моей, тогда еще не вышедшей, но в отдельных главах известной в Ордене книге стали называться "Школами взаимной человечности".
7 января 1995 года комитет "Дети России" наградил меня медалью "Орден милосердия", так как я оказался одним из двенадцати победителей всероссийского конкурса "Добрая дюжина", впервые проводившегося в 1994 году. Я горжусь тем, что попал в первую дюжину людей, признанных ребятами самыми добрыми в России. С конца января 1995 года я стал одним из пользователей Республиканского центра компьютерных технологий Всероссийского общества слепых (генеральный директор - С.Н.Ваньшин). Освоение компьютера со специальной приставкой произвело революцию в моем научном и литературном творчестве, сделав возможной защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской. В
центре для меня был создан режим наибольшего благоприятствования, в частности, льготный доступ к компьютеру, за что я особо благодарен Сергею Николаевичу Ваньшину. Центр и сейчас безотказно выручает меня с ремонтом компьютерной техники, установленной у меня дома. В августе 1995 года в издательстве университета Российской академии образования вышла в свет моя первая книга "Школа взаимной человечности".
21 мая 1996 года защитил докторскую диссертацию на тему "Человечность как фактор саморазвития личности", стал доктором психологических наук. С сентября 1996 года стал преподавать слабослышащим студентам факультета дефектологии МГПУ имени В.И. Ленина спецкурс по совместной педагогике, основным содержанием которого стала моя докторская диссертация.
19 октября 1996 года в останкинском телецентре мне подарили специальный компьютер для слепых "Давид-486" (класса "ноутбук") и компьютерную приставку "Инка" к любому обычному компьютеру. Этот подарок мне сделал генеральный директор корпорации "Эдванс" Николай Николаевич Никитенко с "подачи" ведущего телепрограммы "Сделай шаг" Михаила Юрьевича Кожухова. Я получил возможность работать на компьютере дома, что резко повысило интенсивность моего научного и
литературного творчества. Подаренную мне технику, как уже сказано выше, в рабочем состоянии поддерживает РЦКТ ВОС.
В декабре 1996 года по приглашению ректора Университета Российской академии образования, академика Бориса Михайловича Бим-Бада, моего старого друга и учителя с 1975 года, я перешел на основную работу в УРАО, на должность доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии общения, развития и социореабилитации личности, руководимой академиком Алексеем Александровичем Бодалевым. Этой группе, членом которой я стал фактически с декабря 1993 года, я благодарен особо: именно она в полном составе самоотверженно помогла мне в обеих моих защитах. Эта группа стала моим первым настоящим творческим научным коллективом, где я впервые почувствовал себя по-настоящему вовлеченным в общую работу. В конце 1996 года в издательстве Всероссийского общества слепых "Логос" вышла моя книга "Слепоглухой в мире зрячеслышащих".
1 июня 1997 года Международная ассоциация детских фондов наградила меня за работу с детьми почетной золотой медалью имени Льва Толстого.
В июне 1997 года в издательстве УРАО вышла первая часть книги "Достоинство (лирико-психологическое самоисследование)"; эту книгу я с самого начала, еще на стадии замысла, считаю главным своим научным и одновременно художественным произведением. Над остальными частями этой книги покаработаю.
В январе 1998 года в том же издательстве вышел сборник моих статей "Экспериментальная философия".
Так же вышел сборник моих работ "Разведчик на трудной планете: страницы из дневника" (Екатеринбург, объединение "Дворец молодежи", 1998; в 4-х выпусках). С 1 октября 1999 года я стал профессором кафедры педагогической антропологии УРАО.
с 11 октября 1999 года - действительный член Международной академии информатизации при ООН.
В марте 2000 года я включился в работу по разработке, экспериментальной обкатке и внедрению новых программ для начальной школы. Эту работу возглавляет генеральный директор социально-педагогического центра "Детская личность" Е.С.Овчинников. В ней участвует и один из главных моих учителей, бывший директор Загорского детдома А.В.Апраушев. В настоящее время работаю с подростками на базе Всероссийского движения Детского милосердия (опытно-экспериментальные площадки в Екатеринбурге, Набережных Челнах, Ижевске, Москве и др.), осмысливаю эту свою работу в книгах и статьях, а так же преподаю студентам УРАО, МГПУ и других ВУЗов. После публикации моей статьи "Творческая революция" (о значении для моей работы специальной компьютерной техники) американская организация "Прожект Хармони, Инк." предложила мне, в виде гранта, помощь в подключении к Интернету и электронной почте. Это еще дополнительно расширило мои творческие возможности.

Hosted by uCoz