- 1 - Суворов. Отчёт о командировке  УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ  КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ  РЕКТОРУ И ЗАВЕДУЮЩЕМУ КАФЕДРОЙ  БИМ-БАДУ БОРИСУ МИХАЙЛОВИЧУ  ОТ ДОЦЕНТА, ДОКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК  СУВОРОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА  КРАТКИЙ ОТЧЁТ О КОМАНДИРОВКЕ  В ЛАГЕРЬ "МОРСКАЯ ПРОХЛАДА" С 11 июня по 1 июля 1999 года я был в командировке на смене общения Свердловского областного Детского ордена милосердия (СОДОМа). Смена проходила с 12 по 29 июня на базе "Морская прохлада" в посёлке Лоо (пригород Сочи). Я прибыл туда утром 13 июня, убыл вечером 29 июня. Общая цель командировки, как и всех подобных моих выездов - опытно-экспериментальная работа в процессе непосредственного общения, а так же фронтальных занятий с детьми. Смысл этой опытно-экспериментальной работы определяется моей основной исследовательской темой, формулировка которой совпадает с названием моей докторской диссертации, - "Человечность как фактор саморазвития личности". К настоящему моменту суть моих исследований в рамках указанной темы наиболее полно отражена в моей книге "Совместная педагогика. Лекции по общей и специальной теории взаимной человечности". Книга находится в производстве в издательстве УРАО. СОДОМ - главная моя опытно-экспериментальная площадка, где моё место в общей работе с детьми определено особенно чётко, а задействованность и востребованность моя особенно полна. В целом данная смена по ряду показателей как никогда удачна, а расстановка акцентов (приоритетов) в рамках традиционных форм моей работы оказалась несколько необычной и неожиданной для меня самого. 1. На сменах общения СОДОМа обычно работает Школа взаимной человечности, где я выступаю в качестве лектора. На данной смене отдельной такой программы не было. Её наличие или отсутствие - 2 - Суворов. Отчёт о командировке определяется контингентом детей и местными условиями. Контингент был весьма сложным и по разбросу уровней общего развития, и по характеру проблем, связанных как с состоянием здоровья, так и с социальной ущербностью ребят (значительный процент сирот из приютов и семейных детских домов). Местные же условия - прежде всего море. Однако весь тот блок программы Школы взаимной человечности, за который я традиционно отвечаю непосредственно, в общую программу работы с детьми был включён. Это занятия, посвящённые проблемам взаимопонимания инвалидов и не-инвалидов, месту инвалидов в обществе. С четырьмя из пяти отрядов проведено восемь таких занятий: с третьим - три (в том числе одно дополнительное, сверх плана), с первым и вторым - по два, с пятым (отряд глухих) - одно, вместившее проблематику двух основных. С младшим - четвёртым - отрядом была проведена традиционная игра "Дактильная сказка", в ходе которой наиболее продвинутые из малышей начали осваивать дактильную речь. После "Дактильной сказки" прошла столь же традиционная игра "В ладошки", суть которой - личностная диагностика детей по особенностям их ладошек, прежде всего по излучениям (вероятно, биополевым, но вообще о природе этих излучений я не знаю ничего - только чувствую их). В конце смены прошла общелагерная игра - тренинг "Рука доверия": каждый отряд разделялся на две части, одна из которых - "слепоглухая" (завязаны глаза и запрещено разговаривать голосом), а другая - сопровождающие, затем те и другие меняются ролями; отряды проходили по заранее определённому маршруту, после чего обсуждали впечатления от этого сначала поотрядно, а затем - все вместе. Таким образом, в течение смены по программе Школы взаимной человечности проведено десять занятий. 2. Я обычно веду и творческую мастерскую (кружок) специальных алфавитных средств общения (дактильная речь, код Лорма и рельефно-точечная система Брайля). Сюда же входят специально приспособленные для слепых настольные игры в шашки и шахматы. Игра с - 3 - Суворов. Отчёт о командировке детьми в шашки и шахматы служит для меня своеобразным личностным тестом на азартность, сообразительность, быстроту реакций и т.п. Эта мастерская работала весьма интенсивно. График её работы регламентировался только свободным временем и желанием детей, а так же, конечно, моей занятостью на других занятиях. Таблица основных брайлевских знаков (русский алфавит, основные знаки препинания и арабские цифры) всю смену висела в общелагерной стенгазете и в отрядном уголке пятого отряда, в корпусе которого я жил. Занятия системой Брайля я проводил индивидуально. Желание научиться этой системе высказывали многие (например, поголовно третий отряд), но массовые занятия не были предусмотрены, и я занимался только с теми, кто в своём стремлении овладеть этой системой был особенно настойчив. В силу своего индивидуального характера занятия в моей творческой мастерской не поддаются никакому учёту и подсчёту. Во всяком случае, они проходили ежедневно по несколько часов. Частью моей творческой мастерской можно считать и прослушивание музыки в радиорубке, фактически на весь лагерь. Я брал с собой двенадцать аудиокассет с профессиональными записями: пять с инструментальной - в основном симфонической - классикой (Свиридов, Иоганн Штраус и сборники), шесть - песни ансамбля "Золотое кольцо" и одна - детский фольклорный ансамбль "Сылышк'и", солист которого Саша Ведерников был в третьем отряде (тринадцать лет, знаю этого мальчика с января, а на этой смене мы очень подружились). 3. Иногда для привлечения детского внимания и большей содержательности контактов вывешивается моя личная стенгазета. На этот раз я заранее написал обращение к ребятам, отобрал свои стихи, всё это распечатал в двух экземплярах, но в лагере вывесить не удалось - всю смену торжественно красили предназначенную для этого доску. Личная стенгазета превратилась поэтому в личный рукописный журнальчик под названием "Встреча", который читался поотрядно. На одну из таких читок - в первом отряде - я был приглашён. Прямой информации о читках в других отрядах не имею, но знаю, что они были, и о реакции ребят могу - 4 - Суворов. Отчёт о командировке судить по небывало высокому уровню детской открытости и доверчивости, так что я даже шутил, что купаюсь сразу в двух морях - Чёрном и особенно в Море Детской Любви. Прощаясь с ребятами на линейке закрытия смены, я сказал, что на этот раз, как никогда раньше, на "Детской Вешалке" повисел поголовно весь лагерь. Именно поголовно, без всякого преувеличения - больше сотни ребят разного возраста. Включая "седьмой отряд" - детей сотрудников базы. Ничего подобного раньше не было. 4. В лагерях я всегда веду "амбулаторный приём" - индивидуальное психологическое консультирование детей и, если нужно, вожатых и педагогов. На этой смене ко мне за психологической помощью сознательно обращалось двое ребят из первого отряда и весь первый отряд на читке моих стихов (их волновали проблемы первой влюблённости). Второй отряд специально приглашал меня на свечку, посвящённую разбору взаимоотношений между мальчиками и девочками. Бессознательное же обращение ко мне за психологической помощью имело место постоянно и во всех отрядах, принимая форму особо доверительного, тёплого отношения ко мне со стороны ребят. На этой смене ребята не раз говорили, что любят меня и им хорошо просто рядом со мной. Вожатые четвёртого (младшего) отряда говорили, что сам факт моего присутствия в отряде действовал на малышей успокаивающе, они меньше капризничали и дрались между собой (а в этом отряде на этот раз был необычно высокий процент сирот). Так же тянулись ко мне ребята из всех отрядов. 5. особенностью моей работы на данной смене является то, что впервые основным моим психолого-педагогическим инструментом стала встреча с целым отрядом, а не только общение с отдельными детьми. Раньше фронтальные формы работы у меня были всегда вспомогательными, подчинёнными индивидуальным формам, нацеленными на поддержку индивидуальных форм. На этой смене фронтальные формы работы впервые получили самостоятельное и даже в какой-то степени ведущее значение относительно форм индивидуальных. За семнадцать дней моего пребывания в лагере у меня было в общей сложности двадцать пять встреч с лагерем в целом, с отдельными отрядами и просто группами ребят. Кроме того, я - 5 - Суворов. Отчёт о командировке пять раз выступил в ребячьей стенгазете (одно интервью, таблица системы Брайля, два стихотворения, написанных в лагере, одна статья). По отрядам, как уже упоминалось, ходил мой рукописный журнальчик "Встреча". Поистине, лагерь в целом стал совокупным субъектом общения со мной. Такими совокупными субъектами стали и все пять отрядов - каждый по отдельности. При этом не мог не измениться и характер индивидуального общения с детьми. Особо сблизиться со мной хотели многие, практически все, но именно поэтому такое сближение стало трудновыполнимым. Не обходилось без ревности, но в основном ребята довольно мирно "делили" меня, честно дружили со мной по очереди: поговорит, поиграет один - и уступает место другому, а сам остаётся рядом в качестве наблюдателя, готовый снова вступить со мной в активный контакт или помочь тому, у кого это плохо получается. Уединялся я с отдельными ребятами только в исключительных случаях, когда требовалась моя сугубо индивидуальная помощь как психолога (мальчику - по поводу того, что девочки никогда не будут с ним гулять; девочке - по поводу того, что возникла взаимная любовь с местным парнем, и любовь ли это, и если да, то как же теперь расставаться по окончании смены; приходилось улаживать и конфликты). А так дети часто плотно окружали меня и общались по очереди. После отбоя я старался вести хоть какие-то записи, которые нуждаются теперь во вводе в компьютер и обработке. Необходим теоретический анализ этой смены с точки зрения проблемы целенаправленного воспитания человечности - человечностью. Именно поиски решения этой проблемы и составляют чисто научный смысл всей вообще моей работы с детьми. Проездные документы и ксерокопия благодарственного письма, вручённого мне при закрытии смены, прилагаются. 1 - 2 июля 1999