- 1 - А.В. СУВОРОВ ТИФЛОСУРДОПСИХОЛОГИЯ (от греч. "TYPHLOS" - слепой, лат. "SURDUS" - глухой, греч. "PSYCH}" - душа и "LOGOS" - учение) - психология слепоглухих. Термин предложен А.В. Суворовым по аналогии с термином "ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА", которым широко пользовались воспитатели слепоглухонемых детей И.А. СОКО- ЛЯНСКИЙ (см), А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), А.В. Апраушев и др. Т., в отличие от тифлосурдопедагогики, исследует проблемы, возни- кающие в жизни слепоглухих людей в течение всего жизненного цикла, не только детей, но и взрослых. А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), Э.В. ИЛЬЕНКОВ (см), А.Н. ЛЕОНТЬЕВ (см) понимали тифлосурдо- педагогику как междисциплинарную науку, предмет которой - "экспериментально чистое" исследование закономерностей ста- новления личности, - закономерностей, обнаруживающихся осо- бенно отчетливо благодаря экстремальной ситуации - слепоглу- хоте. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в ситуации слепоглухоты ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ закономерности формирования и развития психики можно проследить "как бы с помощью замедленной ки- носъемки". Вся педагогическая работа со слепоглухонемыми детьми, в СССР возглавляемая последовательно И.А. Соколянс- ким и А.И. Мещеряковым, рассматривалась прежде всего как об- щепсихологический ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (см), в котором все факторы психического (и особенно личностного) развития находятся в руках педагога, что и обуславливает эксперимен- тальную чистоту выявления закономерностей детского развития. Но дети вырастали, начинали работать, жить в обычной соци- альной среде. Вставали новые психологические проблемы, преж- де всего проблемы взаимоотношений, взаимопонимания слепоглу- хих и зрячеслышащих, на производстве, в быту, со случайными встречными на улице, на транспорте, в магазинах и т.п. В ра- боте с детьми обострилась проблема взрослой перспективы: к какой именно жизни готовить, к какой работе, к общению с ка- - 2 - кими именно людьми, только ли такими же слепоглухими... Ана- лиз этой проблематики в собственной жизни и в общении со слепоглухонемыми детьми вынудил А.В. Суворова заговорить о необходимости выделения Т. в самостоятельную область психо- логического знания. Предметом изучения Т. является ЛИЧНОСТЬ (см) слепоглухого в течение всей его жизни, от рождения до смерти, а не только становление личности в детском возрасте при слепоглухонемоте, в отличие от тифлосурдопедагогики. Т. рассматривает так же проблемы СОЦИО-и ЛИЧНОСТНОЙ РЕАБИЛИТА- ЦИИ (см) слепоглухих как с детства, так и ослепших и оглох- ших в пожилом возрасте; проблемы общения слепоглухих между собой и с окружающими, прежде всего зрячеслышащими, людьми; проблемы интеграции слепоглухих среди зрячеслышащих, прежде всего проблемы взаимопонимания между ними. и проблемы лич- ностной полноценности слепоглухих, сравнимой на высшем уров- не личностной реабилитации с полноценностью (духовной и про- фессиональной прежде всего) наиболее выдающихся зрячеслыша- щих. Первоначально Т. возникла и развивалась внутри тифло- сурдопедагогики, поскольку последняя ставила перед собой не только чисто учебно-воспитательные задачи, но и задачу исс- ледования закономерностей становления - при формирующем участии педагога - личности слепоглухонемого ребенка. Однако надежды на то, что развитие личности при слепоглухоте замед- ляется лишь на первых этапах, а затем постепенно ускоряется, догоняя и даже иногда опережая темпы развития при сенсорной норме, оказались иллюзией. В действительности такое ускоре- ние не наблюдалось. А.В. Су3воров выделил наиболее трудно- разрешимые проблемы становления личности при слепоглухоте, прежде всего пропуск дошкольного детства, характеризующийся отсутствием или глубоким недоразвитием ролевой игры, задерж- кой речевого, а следовательно, общего, развития, не в пос- леднюю очередь вследствие громоздкости используемых средств общения, исключающей игровое овладение речью, описанное К.И. - 3 - Чуковским (по наблюдениям последнего, речь у маленьких детей при сенсорной норме первоначально совмещается с подпрыгива- нием, так что маленький зрячеслышащий ребенок начинает гово- рить как бы стихами, а уже затем овладевает прозаической формой речи). А.И. Мещеряков считал, что основная причина задержки развития личности при слепоглухоте - одиночество, приводящее и к немоте. Следовательно, главная психолого-пе- дагогическая проблема - дефицит общения. А.В. Суворов пришел к выводу, что этот дефицит общения лишь частично компенсиру- ется совместной деятельностью с педагогом. Необходима более широкая среда общения, включающая зрячеслышащих детей и взрослых (не только педагогов и родителей, к тому же в усло- виях специального учреждения ребенок встречается с родителя- ми недопустимо редко). Отсюда возникла идея так называемой А.В. Суворовым "совместной педагогики" - целенаправленной организации общения слепоглухих ребят со зрячеслышащими и с другими детьми-инвалидами в лагерях общения Детского Ордена Милосердия, во время регулярных наездов зрячеслышащих детей в учреждение для слепоглухонемых. Такое общение должно уско- рить прежде всего речевое развитие слепоглухонемых детей, а через него и общее. Волоннтерское движение молодежи на по- мощь слепоглухонемым детям возникло еще в 1980 году (Строи- тельно_педагогическое Объединение "Радуга", долгое время ра- ботавшее на базе Загорского Дома-Интерната для слепоглухоне- мых детей). С августа 1988 года начались регулярные выезды слепоглухонемых детей в обычные пионерские лагеря, а позже - в лагеря общения Детского Ордена Милосердия. С осени 1989 года по 1992 год по инициативе и под руководством И.В. Сало- матиной осуществлялась программа дальних (в Ленинград, Киев, Одессу и т.Д.) экскурсий слепоглухонемых ребят вместе со зрячеслышащими подростками. Так совместная педагогика стала фактом, вошла в быт слепоглухонемых детей, а в рамках Детс- кого Ордена Милосердия - в быт детей-инвалидов вообще во - 4 - многих местах России и ближнего зарубежья. Возникли даже специальные школы для знакомства относительно здоровых под- ростков с особенностями общения с детьми-инвалидами. Этой работой заинтересовались и кафедры социальной педагогики пе- дагогических университетов. Конечная цель совместной педаго- гики как раздела Т. - по возможности подготовить слепоглухих ребят к жизни в обычной социальной среде, а не в закрытых учреждениях и не менее закрытых семьях. Пионером Т. взрослых в России можно считать О.И. СКОРОХОДОВУ (см.). В своей книге она фактически дает первоначальный набросок тифлосурдопсихо- логической феноменологии, отвечая на вопрос, как вообще воз- можна нормальная, развитая не ниже среднего уровня, личность в ситуации слепоглухоты, как эта личность ориентируется в окружающем мире, общается с окружающими людьми. Следующий шаг сделал в 70-е годы А.В. Апраушев, тогда - директор За- горского учреждения, занявшись решением проблем трудоуст- ройства выпускников Загорского детдома, а значит, и их адап- тации в производственном коллективе. Часть Выпускников разъ- ехалась по домам, трудоустроившись по месту жительства и на- ладив общение, довольно широкое, как с сенсорными инвалидами (слепыми, глухими), так и со зрячеслышащими. Накапливающийся при этом опыт еще ждет своего исследования в рамках Т.. Эс- тафету О.И. Скороходовой в области исследования самими сле- поглухими личного опыта жизни среди зрячеслышащих приняли А.В. Суворов и другие более интеллектуально развитые слепог- лухие. Их интроспективные работы время от времени появляются в периодической печати - как научной ("Дефектология", "Пси- хологический Журнал", "Вопросы Психологии", "Вопросы Филосо- фии" и др.), так и в специально освещающей проблемы сенсор- ных инвалидов (Журналы "Наша Жизнь" - Общества Слепых, "В Едином Строю" - Общества Глухих). Некоторые российские сле- поглухие приняли участие в международных форумах слепоглу- хих, где выступили с докладами интроспективного и теорети- - 5 - ческого характера. За рубежом идут те же процессы, что и в России, но более интенсивно и в своеобразной форме. Опыт жизни слепоглухих среди зрячеслышащих специально изучается как самими слепоглухими, так и зрячеслышащими исследователя- ми. Есть несколько специальных периодических изданий (журнал "Сенс" в Англии, информационный бюллетень Национального Центра имени Элен Келлер в США). Изучаются проблемы трудоус- тройства, адаптации слепоглухих среди зрячеслышащих, как де- тей, так и взрослых, проблемы общения слепоглухих со зрячес- лышащими родственниками и т.д.. Там тоже говорят о психоло- гии слепоглухих как особой области научных исследований. Фундаментальные теоретические проблемы как тифлосурдопедаго- гики, так и Т. в России разработаны главным образом в трудах И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова, Э.В. Ильенкова и А.В. Апраушева; вслед за ними разработкой фундаментальной пробле- матики занимается А.В. Суворов. Прикладных исследований, по сравнению с развитыми странами Западной Европы и Америки, совсем немного, да и вся работа в области изучения психоло- гических проблем личности в условиях слепоглухоты началась значительно позже, чем за рубежом. !ЧЛИТЕРАТУРА!Н 1. Э.В. Ильенков. Психика Человека под "Лупой Времени". - "Природа", 1970, N2. 2. О.И. Скороходова. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., "Педагогика", 1972. С предисло- вием А.И. Мещерякова. 3. А.И. Мещеряков. Слепоглухонемые дети. Развитие пси- хики в процессе формирования их поведения. М., "Педагогика", 1974. 4. А.В. Апраушев. Воспитание Оптимизмом. М., 1983. 5. И.В. Саломатина. Обогащение социального опыта сле- поглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках. - "Дефектология", 1995, N4. - 6 - 6. А.В. Суворов. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Автореферат диссертации на соискание степени Кандидата Психологических Наук. М., 1994. 7. А.В. Суворов. Вчувствоваться, вдуматься... - "Психо- логический журнал", 1995, N2. 8. А.В. Суворов. Школа Взаимной Человечности, - М., из- дательство Университета Российской Академии Образования, 1995. 9. А.В. Суворов. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М., Всероссийское Общество Слепых, 1995. (еще не вышлаФ, обещают выпустить в декабре; книга в производстве; это основная ра- бота А.В. Суворова по тифлосурдопсихологии).